.
Главная страница
"Башкиры"
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1891 г.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Ф.Д.Нефедов. «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом; Салават, башкирский батыр»
П.Ф.Ищериков. "Очерки истории колонизации Башкирии", 1933 г.
Гостевая книга
Башкиры. Часть 7.

Образ жизни башкир, по официальным сведениям, кочевой или полукочевой. Это определение неточно. Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством и др. промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев рзве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т.е. в войлочные кибитки, которые они, в виде лагеря, разбивают на своих полях или лугах. В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиною, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их на верху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубою для дыма от очага, вырытого посредине коша. Впрочем, такая войлочная палатка есть лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте. Впрочем, эти летние переселения существуют даже не у всех башкир, а много если у половины, именно там, где осталось еще очень много лугов и где эти луга расположены далеко от деревни, и у населения имеется еще скот. И в этом случае так называемая перекочевка не служит проявлением прежних кочевых привычек, а просто обусловливается хозяйственными соображениями и удобствами. В многоземельных местностях не только башкиры, но и русские крестьяне нередко переселяются на отдаленные поля и покосы и живут там с детьми и скотом по целым неделям в особо устроенных избушках. это совершенно понятно, потому что крестьянину и башкиру неудобно и невыгодно каждый день возвращаться в деревню с отдаленного поля и с кочевым или полукочевым состоянием это ничего общего не имеет. Башкиры, живя в своих летних палатках и избушках, занимаются сенокосом, гонкой дегтя и смолы, рубкой дров, смотря по местности. Здесь же, поблизости, у них пасется скот. Скот у башкир составляет их главное богатство, но бунты прошлого столетия и последовавшие за ними аграрные неурядицы совершенно их разорили, и в настоящее время у очень многих башкир не только нет табунов, которыми они некогда так славились, но нет даже и одной лошади, без которой не обходится в крае даже самый бедный крестьянин. Лошади же у башкир особой породы: они мелкого роста и некрасивой масти, но зато крепки и быстры; особенно хороши бывают у них иноходцы, с которыми не могут соперничать многие скакуны. Кроме лошадей и рогатого скота у башкир водятся и верблюды, главным образом, у тех из них, которые живут по рекам Сакмаре, Деме, Белой, Исети и Узеню. Верблюды эти той же породы, что и у киргиз-кайсаков; шерсти они желто-бурой или белой; двугорбые и изредка одногорбые; последние превосходят первых по силе и крепости и ценятся дороже. Верблюдами башкиры пользуются как для перевозки вьюков, так и для упряжи. Особого ухода башкирский скот не требует: не только летом, но и зимою он большей частью довольствуется подножным кормом, что называется тебеневкою; одни лишь верблюды доставляют своим хозяевам некоторые заботы, так как они с трудом переносят холод. Кроме скотоводства и лесных промыслов, к числу которых следует отнести и бортничество, башкиры занимаются и земледелием. Даже отправляющиеся на кочевку обрабатывают ранней весной свои пашни. О способности башкир к земледелию свидетельствовал еще в прошлом столетии академик Лепехин. Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит башкирскую деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин. Внутреннее устройство домов тоже представляет некоторые особенности. Первое, что здесь бросается в глаза, - это устройство печи или чувала, который напоминает собою камин, с прямой трубой и огромным отверстием для дров. эти чувалы весьма часто служат причиною гибели детей. При зимней стуже ребенок близко подходит к большому огню, платье на нем загорается, или же он просто падает в чувал. Меблировку же избы составляют нары, расположенные воокруг стен и покрытые войлоками; здесь у более зажиточных, лежат перины и подушки. Если к этому присоединить один или несколько сундуков, да самовар с чайным прибором, то получится все убранство зажиточной башкирской избы; у большинства же бедняков не только самовара, но вообще никакой домашней утвари нет. В чувале находится котел, где приготовляют пищу, тут же и стирают белье, если этим словом можно назвать грязные и дырявые тряпки. При употреблении пищи башкир не знает ни ножей, ни вилок, которые заменяются пальцами. При таком образе жизни нельзя, конечно, и думать о чистоплотности, тем более, что употребление мыла и бани к башкирам до сих пор еще не привилось. Относительно башкирской пищи существует много всякого рода рассказов. Утверждают например будто башкиры едят сырое конское мясо, даже полусгнившую падаль, что они имеют обычай класть это мясо под седло, на спину лошади, и ездят на нем, чтобы таким образом сделать его удобосъедаемым. Все это чистый вымысел. Правда, пища башкир незатейлива, своеобразна, но это не пища дикаря. Они имеют даже свою национальную кухню, довольно разнообразную и, по их понятиям, очень вкусную. Главным питательным материалом у них служит конское и баранье мясо, затем молоко и его продукты, и наконец, разная крупа и мука. Из этих материалов у них приготовляются: чур-паря - маленькие пирожки с изрубленным мясом, сваренные в воде или в масле; биш-бармак - вареное тесто с мясом; крут - засушенный творог, род сыра; коймак - топленое молоко со сметаною; катык - квашеное молоко; баламык - отвар мяса с натертым крутом и мукой; курмач - поджаренный ячмень с конопляным семенем и коровьим маслом; салма - отварное тесто, кусочками, с солью; юра - род ячменной похлебки с кислым молоком; более тонкое кушанье - плов - вареный рис, перемешанный с мелкими кусочками мяса и облитый маслом или молоком. Из напитков они приготовляют кумыс - кобылье заквашеное молоко, сохраняемое в кожаных бутылках (турсук), и айрян, для которого употребляется козье и коровье молоко; первый из этих напитков служит превосходным питательным средством и в то же время является напитком опьяняющим, второй же заменяет башкирам квас. Надобно, однакоже, заметить, что перечисленные национальные кушанья появляются на столе только у более зажиточных башкир, следовательно, у очень немногих и очень редко; большинство их довольствуется крутом и салмой, а то и просто ячменной или ржаной болтушкой, которую из экономии употребляют в весьма умеренном количестве, лишь бы только чуть-чуть утолить голод. Кумыс же встречается лишь изредка, у самых богатых. Летом еще, при подножном корме скота, продовольствие идет порядочно; но с наступлением зимы большинство башкир, ровно как и их скот, начинает голодать. Под конец зимы они бродят в деревнях, как тени, изнуренные, апатичные, с одной надеждою на близкое лето. В таком виде, с полумертвым скотом, они выезжают на коши при первом проблеске весны. Здесь они как бы просыпаются от летаргического сна, становятся веселее, подвижнее, вновь приобретают свойственную им юркость в движениях, юмор, отвагу; самый наружный вид их изменяется. Обыденная одежда у башкир та же, что и у татар. Одежда мужчин довольно проста. На голове носят тюбетейку, остроконечную коническую шапку из войлока, отороченную мехом с загнутыми ушами к верху, или же повязывают ее разными шалями и платками; сверх рубашки и широких шаровар носят летом белого сукна кафтан татарского покроя или халат бухарской работы, зимою же - овчинный тулуп; богатые также носят суконные синие чекмени, род кафтана, воротник и полы которого обложены позументами. На поясе висит с правого бока колта или сумка, с левого же два длинных мешочка, в один из которых вставляется ножик. На ногах носят сапоги, сшитые иногда из цветного сафьяна, или сорыки, похожие на чулки, сделанные из сукна, но пятка и вся ступня обиты кожею с легкою подошвою; надевают также и лапти или пошки, сделанные из бересты и отличающиеся изяществом от лаптя русского мужика; плетутся же эти лапти совершенно своеобразно: их можно надевать по произволу на ту или другую ногу, но они непрочны. Волосы на голове мужчины бреют, а женщины заплетают в косы со шнурком, в конце которого прикреплены серебряные мелкие монеты. Аристократки чернят брови и зубы, красят ногти, употребляют белила и румяна. Замужние женщины на голове носят кажбов, род капора или чепца, состоящий весь из мелких кораллов или бисера, нанизанных на нитки и скрепленных вместе; кроме того, кажбов украшается мелкою звонкою монетою или металлическими бляхами. Щегольским же убором считается калябаш, шлемообразная чешуйчатая шапочка с длинных и широким хвостом, сплошь унизанным серебряными монетами. Но по дороговизне своей он ныне крайне редок; ценность его доходила до 1000 р. ассигн. В ушах женщины носят большие серьги, а на ногах - ичиги из цветной кожи или сафьяна и туфли на высоких каблуках без задников, а у бедных лапти, как и у мужчин. Поверх длинной холщовой или бязевой рубахи и штанов надевается зюлен, род кафтана, длинное шелковое или нанковое платье, летом без рукавов, зимою с рукавами; вокруг груди и воротника зюлен оторачивается цветными лоскутками и обвешивается мелкою монетою и металлическими бляхами (салтяр или нагрудник). Зажиточные носят красные суконные халаты, полы которых, впрочем у самых богатых, обкладываются золотыми или серебряными позументами. Развлечениями у башкир служат: песни, пляски, борьба, стрельба в цель, наездничество и охота, главным образом соколиная. К этой охоте они приучают соколов, ястребов и беркутов. Рассказывают, что с последними башкиры выходят не только на птиц, но и на волков и медведей; рассвирепевшая птица, которую до того морили голодом, садится зверю на крестец и сильными ударами клюва разбивает ему череп или же выклевывает глаза. Песни у башкир плавного и заунывного тона; музыкальными инструментами служат чибизга, сделанная из ствола растений наподобие флейты, и кобыз - небольшой металлический кружок с приделанным к средине язычком, который держат в зубах, и издают звуки при помощи языка и пальцев. Пляска башкир под такт песни и курайч (музыкантов) выражает робость и неволю (женщины), страсть и отчаяние. Из немногих национальных праздников особым уважением пользуется сабандая, который сохранился от времен язычества и справляется перед начатием пашни и отправлением на коши. При этом народ предается разным играм, пению, пляскам, а главное пользуется случаем хорошо поесть.

Hosted by uCoz