.
Главная страница
"Башкиры"
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1891 г.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Ф.Д.Нефедов. «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом; Салават, башкирский батыр»
П.Ф.Ищериков. "Очерки истории колонизации Башкирии", 1933 г.
Гостевая книга
Башкиры. Часть 6.

В настоящее время собственно Башкиры в числе 575000 живут между 50-57° сев.шир. и 70-82° вост.долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах: бугульминском и бузулукском Самарской губернии, шадринском, екатеринбургском, красноуфимском, пермском и осинском Пермской губернии и глазовском и сарапульском Вятской губернии. Между ними следует различать два типа. Один более распространенный это - тип калмыцкого и монгольского характера, тип степного башкира с широким, плоским лицом, широким прямым или вдавленным у корня носом, выдающимся вперед подбородком, большой головой, среднего роста, - а другой, приближающийся по очертанию лица более к кавказскому типу, свойственный многим среднеазиатским народам, горбоносый, с длинным лицом, овальным выпуклым профилем, высокого роста, - это тип лесного башкира гористой, лесистой местности, например на верховьях р.Белой. Этому различию в анатомическом типе соответствует и различие в складе характера степного и лесного башкира: последний более смел, вспыльчив, более гордого и независимого характера. Вообще же по очертанию лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени. Они смуглы, уши у них большие, оттопырившиеся, лоб узкий, прямой, волосы на голове густые, черноватые и только редко можно встретить между ними лиц с русыми или рыжими волосами, - волосы на бороде и губах редкие, а на щеках (бакенбарды) у весьма многих и вовсе нет. Глаза у большинства башкир нельзя назвать узкими или малыми; глаза с узкой глазной расщелиною, равно как и косые - с приподнятым наружным углом, как у калмыков, встречаются, но не часто, и у женщин чаще, чем у мужчин. Рост у степных башкир в среднем равен 166 см., следовательно обыкновенный средний, но они значительно выше народов финского племени, напр. вотяков (162), вогулов (154). Размеры черепа очень значительны: горизонтальная окружность головы - это наиболее верное выражение величины черепа - равна 565 мм., длина черепа - 186 мм., а ширина 153 мм. По строению черепа башкиры относятся к категории так называемых брахицефалов (короткоголовых). Этой значительной степенью брахицефалии, а также преобладающим развитием в ширину, вертикально спускающимся затылком (по Бэру это характеристический признак калмыцких черепов), весьма большой вместимостью (1820 куб.сантим.), сравнительно большими размерами - башкирские черепа резко отличаются от финских (вогульских, черемисских) черепов, так что несмотря на некоторую незаконченность исследований в этом направлении, можно и на основании имеющихся уже данных сделать заключение о близости башкир с татарами. Башкиры худощавы, телосложения не очень крепкого, но тем не менее они довольно сильны и способны переносить большие труды и лишения. Организм их гораздо более закален против всех стихийных невзгод, нежели организм других инородцев и русских, привыкших к бОльшим жизненным удобствам и, так сказать, более изнеженных. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Если же между ними свирепствуют нередко эпидемические болезни (голодный тиф), если, например, возвратная горячка 1865 г. унесла в некоторых селениях от 26 до 44% всего населения, то это находит себе об'яснение не в слабости их организма, а в нищете и крайне тяжелой жизненной обстановке вообще. Одно время утверждали, что между башкир сильно развит сифилис, и для противодействия ему в Оренбурге содержался даже специальный врачебный персонал, но врачи, путешествовавшие по Башкирии и интересовавшиеся этим вопросом, единогласно отвергают распространение этой болезни между башкирами. Вообще господствующих болезней между ними незаметно и здоровье у башкир можно считать очень хорошим. Органы чувств у башкир развиты до замечательной тонкости. Ночью и днем они в состоянии различать предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, не долетающие до слуха европейца.
Нравственные качества башкир характеризуются так: "они подозрительны, скрытны, легковерны, хитры, мстительны, склонны к воровству, лени, праздности, любят заводить тяжбы с соседями" ("Списки населенных мест Росс. имп. XXVIII. Оренб.губ.", Спб., 1871, стр.87). Эта характеристика страдает излишнею придирчивостью. Действительно, башкиры подозрительны, скрытны, склонны к лени и праздности; все это легко об'ясняется их слабым гражданским развитием и отношениями к остальному населению: и прежде, и до сих пор башкир эксплуатировали со всех сторон, как неразумных детей. Но отнюдь нельзя сказать, чтобы они были мстительны и склонны к воровству. Многие находили их до наивности добрыми, очень услужливыми, переносливыми в обидах и оскорблениях. Вообще же при несомненном юморе, отваге и юркости в движениях это - народ забитый и робкий, особенно в голодное зимнее время, и можно только удивляться, как быстро они, под влиянием вынесенных ими разных невзгод, утратили все черты свободного племени. При взгляде на нынешних башкир недавние сказания про их силу и воинственный дух кажутся почти невероятными. Через 100 с лишним лет нельзя узнать этого буйного и отважного народа. Полуголодные, едва перебивающиеся изо дня в день, забитые и запуганные, башкиры в настоящее время представляют только тень своего прежнего облика. Об умственных качествах башкир судить довольно трудно, потому что сфера их деятельности не такова, чтобы дать возможность проявиться этим качествам во всей их природной силе. На работе они хоть и не споры, но трудолюбивы, предусмотрительны, находчивы, а главное - аккуратны. Вообще ум их отличается живостью и подвижностью, как и весь их характер; оттого они чувствуют большую склонность к такого рода занятиям, где требуется не одна механическая привычка и рутина, а разнообразие приемов и личное соображение.
Образование у башкир чрезвычайно распространено, что заслуживает особенного внимания, если вспомнить бедственное экономическое положение этого народа. Разоренные, почти полудикие, башкиры оказываются грамотнее многих русских мужиков, так как большинство из них умеет читать и писать, но только по-татарски. Этим они обязаны мусульманскому духовенству, которое чрезвычайно ревностно относится к своему делу: нет мечети, где бы муллы не учили не только детей, но и взрослых. А мечетей у них оказывается гораздо более, нежели у православных церквей. Например, в 11 губерниях Казанского учебного округа в 70-х годах один православный храм приходился на 1995 православных, тогда как одна мечеть - на 633 мусульманина. Кроме того, при наших церквах школа школа составляла до нового времени редкость, а у магометан она не только существует при каждой мечети, но, сверх того, множество школ устроено и отдельно от них. Но образование у башкир носит чисто религиозный характер, и татарские школы скорее приносили вред населению, чем пользу, фанатизируя народ и отвращая его от стремлений истинной цивилизации. Христианство же у башкир хоть и распространяется, но крайне медленно; крещенные между ними насчитываются лишь сотнями. В то же время, замечается, что в последнее полустолетие башкиры становятся рачительнее к мусульманству, особенно в селениях пригородных. Это указывает на энергическую деятельность их духовенства. Духовенство башкир подчинено оренбургскому муфтию, жительствующему в г. Уфе, и состоящему при нем духовному собранию. Духовные чины, называемые ахунами, муллами и азанчами, назначаются муфтием по испытанию их в духовном собрании и утверждаются губернским правлением. Определенного жалованья башкирское духовенство не получает, а средства к существованию доставляет ему плата за исполнение треб и обучение юношества.
Женщины у башкир по очертанию лица не отличаются от мужчин. Они малорослы и при весьма раннем наступлении половой зрелости малоплодовиты: средним числом за всю жизнь башкирка имеет 8,8 детей. Между ними встречаются и весьма миловидные. Вообще относительно красоты башкир существует предубеждение, а между тем выражение лица у них не только не безобразно, но нередко даже красиво. На женщинах у башкир лежит большая часть домашних работ; они портняжат, сапожничают, кожевничают и валяют войлоки. Замуж башкирки выходят очень рано, о соответствии между возрастом супругов заботятся мало. Дочь в семье составляет весьма доходную статью, так как при выходе замуж жених уплачивает отцу невесты калым (выкуп). До полной уплаты калыма невеста живет в доме своих роителей, где жених пользуется всеми правами мужа, и по уплате всего калыма берет ее от родителей иногда с одним или двумя детьми. Как и у всех магометанских народов, у башкир допускается многоженство. В прежнее время достаточные башкиры имели до 4 жен, а бедные по одной и по две. Но духовенство сремится к ограничению многоженства, так как оно ложится тяжелым бременем на бюджет семьи, а главное порождает бесконечные тяжбы, весьма обременительные для духовного собрания. Поэтому муфтий Тархан Габул-Валит Сулейманов (умер в 1864) издал строгие предписания о том, чтобы муллы не дозволяли магометанину брать вторую жену без удостоверения от общества о достаточности его средств к содержанию второй жены. Это распоряжение муфтия, основанное на Коране, привело к сильному ограничению многоженства и у достаточных башкир. Вместо платежа калыма они заключают с отцами невест своих условие о том, что они не возьмут второй жены, и за это получают за невестою даже приданое.

Hosted by uCoz